12897671256815286185268125-2.jpg

В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения и 100 лет гибели последнего российского императора Николая II (1868‐1918). Об этом монархе написаны тысячи книг, сняты сотни документальных фильмов, подготовлены десятки выставок в России и за её пределами. Однако до сих пор историки не пришли к единому мнению, чем же была для страны эпоха правления Николая II: временем расцвета или периодом стагнации, приведшем к крушению страны и монархии.

Подготовленная Историческим музеем экспозиция "Николай II. Семья и престол" носит исключительно документальный характер и предоставляет возможность посетителям выставки "взглянуть" на жизнь российского монарха и его семьи как бы через объектив фотокамеры.

Как известно, император и члены его семьи испытывали совершенно особые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры и с увлечением снимали друг друга и приближенных лиц (к сожалению, в собрании музея сохранилось всего лишь несколько фотографий, исполненных членами царской семьи). Николая II почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, зафиксировавшие чуть ли не каждый день его 23‐летнего правления (основная заслуга принадлежала владельцу ателье "К. Е. фон Ган и Кº" придворному фотографу А. К. Ягельскому). В коллекции музея представлено более 750 снимков из жизни последнего российского императора, многие фотографии происходят из Царскосельских и Петергофских дворцов, из личных покоев царской семьи, что придает им особый мемориальный статус.

Выставка делится на разделы: семейный, официальный и мемориальный. Первые разделы свидетельствуют о двух "функциях" Николая II: главы семьи и правителя огромной империи. Здесь показано около 300 снимков, исполненных в 1870‐е — середине 1910‐х годов ведущими отечественными и иностранными мастерами светописи (К. К. Буллой, С. Л. Левицкими, А. И. Савельевым, Ф. П. Орловым, М. И. Грибовым, А. А. Оцупом, К. А. Фишером, ателье "Буассонна и Эгглер", "К. Е. фон Ган и К°", "J. Russell & Sons", "W. & D. Downey"). Также экспонируются автографы и письма Николая II, некоторые этапные документы (Манифест о рождении великого князя Николая Александровича, Меню обеда по случаю совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, Объявление о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны).

Семейный раздел выставки подразделяется на следующие темы: "Великий князь. Цесаревич. Император", "Ники и Аликс", "Царские дети. ОТМА", "Царские дети. Алексей", "В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша". Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына Николая II, главного ребенка империи, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей императорской семьи.

В официальном разделе экспозиции показаны фотографии, запечатлевшие Николая II во время встреч с главами иностранных государств (английским королем Эдуардом VII, германским императором Вильгельмом II, сиамским королем Рама V, французскими президентами Арманом Фальером и Феликсом Фором), во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны. Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Николай II — коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).

Впервые широкой публике будет представлен большой парадный портрет Николая II, исполненный знаменитым художником Л. С. Бакстом в 1895 году в Париже. Произведение никогда ранее не экспонировалось, и было специально отреставрировано к выставке. В экспозиции также представлены живописные портреты Николая II и Александры Федоровны работы Г. М. Манизера и А. В. Маковского, серия акварелей Н. Н. Каразина, Н. С. Матвеева и А. И. Шарлеманя.

Из мемориальных вещей показаны мундиры Николая II и цесаревича Алексея; императорское пасхальное яйцо "Созвездие цесаревича", исполненное фирмой "Фаберже" для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но так и не врученное императрице; бронзовая рамка с акварельным портретом цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос; рисунки Николая II, Александры Федоровны и их детей.

Эмоциональным завершением экспозиции служит небольшой зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены 7 стел с фотографическими портретами императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея Николаевича, великой княжны Ольги Николаевны, великой княжны Татьяны Николаевны, великой княжны Марии Николаевны и великой княжны Анастасии Николаевны, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

 

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2018

Вестник фонда "История Отечества" Журнал Воронцово поле №3/2018

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Казачий путь. Атаман Дутов в борьбе с диктатурой большевиков

23756812586128561825121257.jpg

Александр Ильич Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье казачьего офицера. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. На фронте был контужен и ранен. Февральскую революцию 1917 г. встретил войсковым старшиной и командиром 1-го Оренбургского казачьего полка.

 

Временное правительство можно было считать революционным

28747246824686486238462846.jpg

Созданное еще до отречения Николая II, Временное правительство и по своей программе, и по обстоятельствам «рождения» в полной мере можно было считать революционным.

 

Два поэта и музыка революции. Cеребряный век оплавлен пожаром

239875823856782365862385682365862353.jpg

1917 год подвел черту не только под императорской, а затем и под либеральной россией, но и под целой эпохой в истории русской культуры. То, что происходило в литературе, в живописи, в архитектуре после 1917-го, можно называть расцветом русского авангарда, можно – временем новых ярких поисков. Но декаданс и богоискательство предыдущих двадцати лет остались в прошлом.

Новости Региональных отделений

Региональная идентичность и единая историческая культура

1246128754519825475129754124124arova_4.jpg

Региональное отделение Российского исторического общества в Ульяновске – молодое (создано в феврале 2017 года), но уже успевшее отметиться значимыми для региона делами.

 

XXIV Всероссийские Платоновские чтения в Самаре

0ZKH521351235115ziXeWT0.jpg

7-8 декабря 2018 года в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева на базе кафедры российской истории состоялась ежегодная конференция студентов и молодых ученых – XXIV Всероссийские Платоновские чтения.

 

Премия «Народное признание 2018» в Самаре

124581725451275478125479851241248.jpg

25 декабря 2018 года в Самарском академическом театре оперы и балета в присутствии более тысячи гостей прошла торжественная церемония награждения лауреатов Областной общественной акции «Народное признание 2018».  

Трибуна

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Прокрутить наверх