Русскоязычная переписка Императорского Русского исторического общества с государственными гражданскими и военными учреждениями, образовательными организациями и частными лицами за 1897 год (Дело XI, часть пятая)
На прошлой неделе на портале Российского исторического общества была размещена статья о русскоязычной переписке Императорского Русского исторического общества с отечественными научными, культурными, общественными учреждениями, редакциями периодических изданий и типографиями в 1897 г. Сегодня РИО публикует переписку Императорского Русского исторического общества с государственными и военными учреждениями, образовательными организациями и частными лицами за 1897 г.
Исторические источники, о которых пойдёт речь в статье, хранятся в Российском государственном историческом архиве в фонде Императорского Русского исторического общества (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11). Архивное «Дело о рассылке и получении книг, разнородная переписка. Ч. 2» включает 946 листов корреспонденции Императорского Русского исторического общества с 1895 по 1898 гг.: письма от частных лиц, образовательных организаций, различных министерств и ведомств, типографий, научных обществ, музеев, библиотек и других учреждений. Все материалы, относящиеся к теме данной статьи, могут быть разделены на несколько групп.
Первую группу исторических источников составляет переписка Императорского Русского исторического общества с государственными гражданскими учреждениями в указанный период. Эти документы позволяют восстановить круг министерств, ведомств и должностных лиц, с которыми Общество поддерживало партнёрские отношения в 1897 г.
Письмо из Министерства народного просвещения от 2 декабря 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 646)
Как и в предыдущие периоды, наиболее тесное сотрудничество связывало Императорское Русское историческое общество с Министерством народного просвещения. Это показывает анализ писем, полученных Обществом из этого ведомства.
Письма из Комиссии по международному обмену изданий при Министерстве народного просвещения, 1897 год
Среди них выделяется довольно большая группа писем из Комиссии по международному обмену изданий при Министерстве народного просвещения. Эти источники позволяют сделать вывод о том, что международными партнёрами ИРИО в 1897 г. являлись Уппсальский университет и Американская комиссия по международному обмену изданий.
Письмо Императорского Российского посольства в г. Лондоне от 24 декабря 1897 года (5 января 1898 года) (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 481–482)
Письмо, полученное Императорским Русским историческим обществом из Императорского Российского посольства в г. Лондоне, демонстрирует стремление Лондонской библиотеки стать постоянным получателем изданий Исторического общества.
Письмо из Кабинета Его Императорского Величества Министерства Императорского Двора от 9 января 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 11. Л. 427)
Письмо из Архива и библиотеки Святейшего Синода от 17 ноября 1897 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 623)
Сохранившиеся в архиве письма из Кабинета Его Императорского Величества, Архива и библиотеки Святейшего Синода и канцелярии Туркестанского генерал-губернатора говорят о том, что в 1897 г. эти учреждения продолжали сотрудничать с Императорским Русским историческим обществом.
Письмо из канцелярии Туркестанского генерал-губернатора от 1 марта 1897 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 471)
Во вторую группу входят письма от учебных учреждений, полученные Императорским Русским историческим обществом в 1897 г.
Письмо директора Владивостокской прогимназии от 8 февраля 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 459)
Архивные документы данной группы показывают, что книги, изданные Историческим обществом, стремились получить библиотеки учебных организаций разных уровней образования по всей Российской империи.
Письмо ректора Императорского Юрьевского университета от 3 декабря 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 654)
Эти источники говорят о широком географическом размахе деятельности ИРИО и востребованности опубликованных им материалов в качестве пособий для полноценного изучения истории в гимназиях и университетах.
Третья группа состоит из писем частных лиц, полученных Императорским Русским историческим обществом в 1897 г.
Записка от руководства Императорского Русского исторического общества и письмо великого князя Николая Михайловича, февраль 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 461–462)
Записка от 9 февраля 1897 г., составленная, предположительно, А. А. Половцовым, и письмо великого князя Николая Михайловича от 11 февраля 1897 г. говорят о том, что великий князь, который позже будет играть главную роль в жизни ИРИО, уже в 1897 г. активно интересовался деятельностью Исторического общества и стремился пополнить свою библиотеку его изданиями.
Письмо С. Ф. Платонова от 15 ноября 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 614)
Письмо известного историка С. Ф. Платонова от 15 ноября 1897 г. открывает читателям глубокое почтение, с которым учёный относился к Императорскому Русскому историческому обществу и его трудам. Обращаясь к секретарю ИРИО Г. Ф. Штендману, он писал:
«Милостивый государь Георгий Федорович! Я получил сегодня 99-й и 100-й томы Сборника Императорского Русского Исторического Общества. Позвольте чрез Ваше посредство принести Обществу мою глубокую благодарность за внимание к моим слабым ученым трудам, знаком коего почитаю я сообщение мне ценных и важных изданий нашего славного Исторического Общества.
Примите уверение в совершенном почтении к Вам Вашего слуги С. Платонов»
(РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 614)
Письмо Т. А. Мартемьянова от 11 марта 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 473)
С Императорским Русским историческим обществом стремились сотрудничать не только известные учёные, но и представители местной просвещённой общественности. Так, писатель Т. А. Мартемьянов в марте 1897 г. направил в Историческое общество изданную им книгу с историко-бытовыми очерками жизни уездного города Болхова Орловской губернии. (См. Мартемьянов Т. А. Город Болхов Орловской губернии: (Ист.-быт. очерки) / [Соч.] Рустика (псевд.). [Т. А. Мартемьянова]. – Орел: тип. газ. «Орловский вестник» Н. А. Сентяниной, 1896 (обл. 1897). – 95 с.)
Таким образом, эта корреспонденция показывает, что Императорское Русское историческое общество было открыто к сотрудничеству. В его деятельности участвовали как известные представители интеллектуальной элиты, так и местные энтузиасты-краеведы.
К материалам четвёртой группы относятся письма от военных учреждений, полученные Императорским Русским историческим обществом в 1897 г.
Письмо штаб-офицера, осматривающего оружие в войсках Казанского военного округа, Ф. И. Сурина от 8 января 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 423)
Штаб-офицер Ф. И. Сурин в своём письме от 8 января 1897 г. сообщал, что он приносит в дар библиотеке Императорского Русского исторического общества две книги с историческими и археологическими очерками «развалин, находящихся у с. Болгары, у г. Царева и с. Селитренного» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 423).
Письмо полкового адъютанта 44-го драгунского Нижегородского Его Величества полка от 24 февраля 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 467)
Письмо полкового адъютанта 44-го драгунского Нижегородского Его Величества полка секретарю Императорского Русского исторического общества Г. Ф. Штендману от 24 февраля 1897 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 470–470 об.)
Архивные источники показывают, что Историческое общество рассылало «Сборник» и другие издания в различные военные подразделения. Так, например, командование 44-го драгунского Нижегородского Его Величества полка в своих письмах от 24 февраля 1897 г. выражало руководству Императорского Русского исторического общества «самую искреннюю благодарность за внесенный дар в [...] полковую библиотеку» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 11. Л. 470–470 об.)
Таким образом, эти архивные источники говорят о заинтересованности обширных профессиональных групп населения Российской империи в изучении истории Отечества и их готовности помогать Императорскому Русскому историческому обществу.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
5 мая 1818 г. в городе Трире родился Карл Генрих Маркс – крупнейший теоретик радикального социалистического учения и идеолог пролетарской революции. Как же так получилось, что мысли уроженца небольшого городка в Рейнской провинции, происходившего из еврейской религиозной среды (и по отцовской, и по материнской линии его предки были раввинами), оказали столь значительное влияние на судьбы всего человечества?
Поль Брока – знаковая фигура в истории мировой науки, исследователь, оставивший существенный след в нейрохирургии, основатель первого научного общества физических антропологов.
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».