Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Виртуальная выставка работ мастера исторической живописи Аполлинария Васнецова
Картина А.М. Васнецов. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века. Источник: https://mosmuseum.ru

Музей Москвы представил виртуальную выставку «Певец древней Москвы», приуроченную к 90-летию со дня смерти Аполлинария Михайловича Васнецова (1856 — 1933), известного русского художника, «поэта древней Москвы». В экспозиции представлены его графические и живописные работы, литографии, открытки, рукописи из собрания Музея.

Аполлинарий Васнецов родился в селе Рябове Вятской губернии. Уже в раннем детстве у Аполлинария проявилась любовь к рисованию: сказалось влияние старшего брата Виктора, впоследствии знаменитого художника. Но систематического художественного образования Васнецов-младший не получил.

В 1872 — 1875 годах Аполлинарий жил с братом Виктором в Петербурге, готовясь к поступлению в Академию художеств. Здесь юный А. Васнецов знакомится с И.Е. Репиным, В.М. Максимовым, И.И. Шишкиным, А.И. Куинджи, В.И. Суриковым, М.М. Антокольским и другими художниками. Встречи с ними благотворно повлияли на формирование будущего художника, со многими завязалась дружба, сохранившаяся на всю жизнь. Поскольку Васнецова не было диплома о среднем образовании, он не смог поступить в Академию художеств. Получив диплом народного училища, он уехал работать учителем в селе Быстрица Вятской губернии.

Осенью 1878 года Васнецов приехал в Москву к брату Виктору. «Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — писал Аполлинарий Михайлович в статье «Как я сделался художником и как и что работал». В первопрестольной он стал заниматься живописью, в 1880-е годы сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова, объединявшего крупнейших деятелей русского искусства.

В 1883 году на выставке передвижников появилось первое значительное произведение А.М. Васнецова — «Серенький день», — имевшее успех и приобретенное П.М. Третьяковым. В 1888 году Аполлинарий Михайлович был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1900 году художник получил звание академика. После смерти И.И. Левитана он возглавил пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901 — 1918).

С конца XIX века А.М. Васнецов, будучи уже сложившимся пейзажистом, обратился к изучению истории и археологии древней Москвы, поставив своей целью «проникновение в темную даль пошлого посредством пейзажей». Толчком к этому послужили участие в юбилейном (1891 года) издании сочинений М.Ю. Лермонтова, для которого А.Васнецов делал иллюстрации, а так же работа над эскизами декораций к постановке оперы «Хованщина» М.П. Мусорского в Русской частной опере С.И. Мамонтова (1897). Исторический пейзаж древней русской столицы становится основной и главной линией его творчества. А.М. Васнецовым было написано более ста произведений, правдиво и поэтически воскресающих облик древней Москвы.

В 1900-1910-ых годах А.М. Васнецов почти всецело посвятил свое творчество архитектурному облику древней русской столицы. Член Московского Археологического общества (с 1901 года), председатель комиссии по изучению старой Москвы (1918-1928), прежде чем создать то или иное произведение, посвященное «седой древности московской», Васнецов разносторонне прорабатывал любую тему, опираясь на научные данные своего времени. Художник тщательно изучал иконографию Москвы, анализировал древние планы, проводил топонимические изыскания, проявлял интерес к древней гидрографии, геоморфологии, черпал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографических материалов. А.М. Васнецов изучал труды таких историков, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.В. Довнар-Запольский, С.К. Богоявленский, прислушивался к личным советам и указаниям знаменитого археолога И.Е. Забелина, своего наставника в изучении истории города. Художник принимал личное участие в археологических раскопках, проводимых в Москве в местах нового строительства или ремонтных работ.

В 1920-х годах А.М. Васнецов, несмотря на преклонный возраст, много и плодотворно работал. В начале двадцатых годов появляется целый ряд произведений по заказу Московского коммунального музея (ныне ГБУК «Музейное объединение «Музей Москвы»), в создании которого художник принимал деятельное участие. В этих картинах последовательно, век за веком (с XII по XIX столетие), прослеживается история Москвы. А.М. Васнецов выполнил ряд произведений с видами Московского Кремля в разные эпохи его культурного развития, начиная от деревянных стен XII-XIV столетий и заканчивая его расцветом в XVII веке. Музей постоянно экспонирует работы этого периода: «Москва-городок», «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

А.М. Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года. Художник похоронен на московском кладбище «Введенские горы». На памятнике, который установлен на могиле А. Васнецова, высечены следующие слова:

«Художнику — историку — мыслителю».


По материалам сайта Музея Москвы

Российское историческое общество

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Прокрутить наверх