Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Абрам и Иван. Чернокожие генералы на русской службе

Во времена, когда «карьера» свободного чернокожего в землях белых лежала через лакейскую, Россия одного за другим воспитала двух чернокожих генералов. Речь идёт о знаменитом «арапе Петра Великого», Абраме Ганнибале, и о его сыне Иване, сподвижнике Екатерины Великой. Не забудем и о другом сыне Абрама Ганнибала, Осипе, которому суждено было стать дедом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина…

«СЛЕДОВАТЬ ЗА МЫСЛЯМИ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА»

Петровская эпоха была временем удивительных, подчас «экзотических», карьер. Первый известный в России африканец, Абрам Петрович Ганнибал, чернокожий «арап» Петра I, прадед великого русского поэта по материнской линии А. С. Пушкина, в детстве был захвачен в рабство на далёкой африканской родине к югу от пустыни Сахара у реки Логоне. Он попал в сераль османского падишаха Ахмеда III, а оттуда в 1704 году, вместе с двумя другими маленькими чернокожими африканцами, его тайно перекупил купец и дипломат Савва Владиславич-Рагузинский. Он переправил «арапчат» в Россию, где мальчики-мусульмане были крещены в православную веру.

Пётр сам стал крёстным отцом знатному ребёнку, а в крёстные матери пригласил польскую королеву Христиану. Царь переиначил родное имя крестника — Ибрагим — в Абрама, а фамилию мальчик получил в честь легендарного полководца африканского Карфагена, Ганнибала. Со временем Ибрагим-Абрам стал соратником царя. До 1716 года он неотлучно находился при его особе, сопровождая во всех военных походах.

«В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края, для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник»,


 — свидетельствует Пушкин.

Абрам был послан в Париж, добавляет поэт, где «обучался во французском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в Испанской войне и, тяжело раненный, возвратился в Париж. Император [Пётр Великий. — Авт.] посреди обширных своих трудов не переставал осведомляться о своём любимце и всегда получал лестные отзывы насчёт его успехов и поведения. Пётр был им очень доволен и неоднократно звал его в Россию… Пётр снисходительствовал к его просьбам, просил его заботиться о своём здоровии, благодарил за ревность к учению, и, крайне бережливый в собственных своих расходах, не жалел для него своей казны, присовокупляя к червонцам отеческие советы и предостерегательные наставления»1Пушкин А.С. Арап Петра Великого. Собрание сочинений. Т.V. Романы. Повести. Москва: ГИХЛ, 1960. С. 7..

Абрам Ганнибал

В 1717 году, когда Пётр I приехал с визитом ко двору короля Франции, его военным эскортом командовал Абрам Ганнибал, принимавший активное участие в становлении российско-французских дипломатических, культурных и научных отношений. Он станет известным проводником французской культуры и научных достижений этой страны в России.

В 1722 году по просьбе Петра Абрам вернулся в Россию, не вняв увещеваниям герцога Орлеанского остаться служить Франции:

«Россия не есть ваше отечество; не думаю, что вам когда-нибудь удалось увидеть знойную вашу родину; но ваше долговременное пребывание во Франции сделало вас равно чуждым климату и образу жизни полудикой России. Вы не родились подданным Петра…»2Пушкин А.С. Арап Петра Великого. Собрание сочинений. Т.V. Романы. Повести. Москва: ГИХЛ, 1960. С. 13–14..


Интуиция не подвела царя: Ганнибал преуспел в обучении и практике военного дела, получив благословение царя и чин капитан-лейтенанта бомбардирской роты гвардейского Преображенского полка, где сам царь имел чин капитана. Придворные старались обласкать царского любимца, устраивали званые обеды, сам князь Меншиков дружески пожал ему руку… Как отмечал Пушкин, «арап» всё более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу, ибо «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная… Россия представлялась Ибрагиму огромной мастеровою, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, занят своим делом. Он почитал и себя обязанным трудиться и старался …»3Пушкин А.С. Арап Петра Великого. Собрание сочинений. Т.V. Романы. Повести. Москва: ГИХЛ, 1960. С. 19–20..

После смерти российского императора Абрам Петрович знал и падения, и взлёты, бурный событиями осьмнадцатый век то жаловал его почестями и важными должностями, то отправлял в опалу…4Подробнее см.: Логинов М. Абрам Петрович Ганнибал // Русский Архив. 1864. № 2. С. 180–191.

Любопытная деталь: «арапу Петра Великого» удалось добиться успеха в том, в чём не преуспел его венценосный крёстный — в разведении картофеля! С воцарением Екатерины I из-за немилости Александра Меншикова Ганнибал вынужден был прервать службу. Но в отставку он вышел с важным заданием от императрицы: культивировать картофель, завезённый из Америки, приспособив его к российскому климату, с тем, чтобы он стал подспорьем для постоянно недоедающих крестьян. С заданием Абрам Петрович справился блестяще. В его поместье раскинулись обширные картофельные поля. Ганнибал раздавал картошку во время голодного года, крестьяне распробовали её и признали неплохой заменой репы. Со временем картофель стал одной из важнейших культур во многих областях Российской империи.

При императрице Елизавете Ганнибал снова на коне — он комендант Ревеля и действительный камергер, заведует делами по разграничению земель с Швецией, управляет инженерной частью всей армии, руководит возведением ряда укреплений и устроительством Кронштадтского канала, открывает в Кронштадте школу для детей рабочих и мастеров, произведён в бригадиры, затем в генерал-майоры, а в чине генерал-аншефа отправляется Петром III в отставку (1762); умирает в 1781 году.

Занятно, что Абрам Ганнибал сочетал передовые взгляды на общество и науку и совершенно дикарский семейный деспотизм, который не выдержала его первая жена, гречанка Елена. Однако к крепостным он, возможно, помня о своём рабстве в детские годы, относился мягко. Противник телесных наказаний, он, заключив договор на сдачу деревни с крестьянами вместе в аренду, вписал пункт запрета на подобные наказания в договор, указав также на невозможность увеличивать барщину. Когда арендатор нарушил сразу оба пункта, Ганнибал расторг договор без промедления.

Предание сохранило любопытную деталь, также касающуюся вклада Абрама Петровича в историю России. Именно он уговорил родителей будущего знаменитого российского полководца Александра Васильевича Суворова, юноши невысокого, хилого на вид, отдать его в армейскую службу, как мечтал о том сам Александр…

«…ВЗОРВАН НА ВОЗДУХ ВЕСЬ ТУРЕЦКИЙ ФЛОТ!»

Из четырёх сыновей Ганнибала именно Иван, родившийся от брака с Христиной Шеберг, дочерью шведа, генерала российской службы, стал наиболее ярким воплощением традиций службы Отечеству, свойственных «птенцам гнезда Петрова».

Иван Ганнибал

Детей у Ганнибала было одиннадцать, но до взрослых лет дожили четыре сына (Иван, Пётр, Осип, Исаак) и три дочери (Елизавета, Анна, Софья); из них Иван участвовал в морской экспедиции, взял Наварин, отличился под Чесмой, по указу Екатерины II руководил строительством города Херсон (1779), умер генерал-аншефом в 1801 году.

Занятно то, что Иван Абрамович стал военным вопреки воле своего властного отца. Девятилетнего Ваню забрали на обучение в Петербургскую морскую артиллерийскую школу, хотя его родители считали, что мальчик ещё маловат для жизни вдали от дома. Но против воли императрицы Елизаветы чета Ганнибалов сделать ничего не могла, а недовольство своё Абрам Петрович, в силу эмоционального характера, перенёс на сына…

Правительство же Елизаветы пыталось преодолеть проблему безграмотности дворянских детей; будущих армейских специалистов было буквально не из кого растить. Поэтому самых образованных мальчиков изымали из дворянских семей с малых лет. После морской школы Иван закончил учёбу в Морском шляхетском корпусе и приступил к службе на военно-морском флоте. Его способности вскоре пригодились.

Екатерина II положила начало эпохе русскотурецких войн. Одним из формальных поводов к войне с Османской империей было перекрытие потока работорговли: османский союзник, Крымское ханство, в XVIII веке скупало рабов из славянских земель и с Северного Кавказа, а то и угоняло в полон русских, малороссов и поляков. Рабов затем перепродавали в Османскую империю. Но ещё больше императрицу волновал выход к Чёрному морю, дававший серьёзные экономические и политические преимущества государству Российскому.

Звезда славы Ивана Ганнибала взошла, когда в 1769–1770 годах он, морской офицер-артиллерист, стал активным участником боевых действий русского военно-морского флота в Эгейском море против сил Османской империи. В 1769 году подполковник Иван Ганнибал получает повышение и становится командующим морской артиллерией эскадры адмирала Григория Спиридова, в июле 1769 года направившейся из Балтики в Средиземное море. Под командой бригадира Ивана Ганнибала оказался десантный отряд в 2500 человек. В 1770 году он геройски сражается во время военной кампании против османов в Эгейском архипелаге.

Адмирал Спиридов подыскивал хорошо защищённый порт для русской эскадры на берегах Морейского полуострова. Выбор его пал на османскую крепость Наварин. Он приказывает князю Долгорукому овладеть ею, но последний докладывает, что «не нашёл возможным брать приступом крепость, хорошо вооружённую и защищённую многочисленным гарнизоном». Тогда овладеть крепостью было приказано Ивану Ганнибалу. Прибыв в Наварин с одним фрегатом и двумя небольшими кораблями, после массированной артиллерийской бомбардировки он высадил десант из 300 русских морских пехотинцев, к которым добавил греческих волонтёров. С кораблей были спущены крупнокалиберные орудия, а на берегу, с восточной и западной сторон, установлены батареи. После двухнедельной осады крепость пала, а Иван Ганнибал был назначен её комендантом. Ему было поручено восстановление захваченной крепости. За проявленную в этом бою отвагу и умелое руководство войсками Иван Ганнибал получает орден Святого Георгия 3-й степени. Когда граф Алексей Орлов, к тому времени возглавивший русскую эскадру в Восточном Средиземноморье, решил оставить Морею и активизировать боевые действия на море, по его приказу Ганнибал вернул морские орудия на корабли и взорвал пороховые погреба с Наваринской цитаделью.

Уже через два месяца Иван снова отличился. В знаменитом Чесменском сражении, которое состоялось 24–25 июня в Эгейском море, он, будучи цехмейстером (командующим артиллерией соединённой русской эскадры под командованием графа А. Г. Орлова), приказал изготовить четыре брандера, предназначенные для поджога и подрыва вражеских кораблей. В ночь на 26 июня брандером под командованием лейтенанта Д. С. Ильина был «взорван на воздух весь турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте»5Абрам Ганнибал: чёрный предок Пушкина. Приложение 4: Начало автобиографии А.С. Пушкина. Москва: ЖЗЛ, 1999. С. 203., три других брандера постигла неудача. Брандер сначала поджёг самый крупный корабль османов, а затем пожар распространился на другие корабли неприятельского флота. Причём Иван Ганнибал не только распоряжался брандерами и ставил задачи перед их капитанами, но и сам был одним из тех, кто в последний момент смог спастись с взорвавшегося брандера.

Разгром турецкого флота под Чесмой. Художник Якоб Филипп Хаккерт. 1771 год

«Истребление Отоманскаго флота Российскою Ескадрою под предводительством Генерала Графа Орлова в Чесменской пристани в ночи на 26 июня (7 июля) 1770». Гравюра Н. Ф.Челнакова и мастеров Гравировальной палаты. 1770 год

Заслуживает внимания отношение Ивана Ганнибала, как и всех российских военных моряков, участников Чесменского сражения, к пленным туркам-османам: русские спасали матросов и офицеров с тонущих кораблей противника и с возмущением пресекли попытки греческих волонтёров устроить резню безоружных пленных.

ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ ХЕРСОНА

Искусство Ивана Ганнибала в управлении артиллерийским огнём соединённой эскадры также вызывало восхищение и во многом предрешило поражение османского военного флота. За этот подвиг Иван Ганнибал удостоился чести получить награду — ленту и орден Святой Анны — из рук императрицы Екатерины Великой и 7 декабря 1772 года был произведен в генерал-майоры российской армии. Что касается его человеческих качеств, то он был хотя и своенравным, но хорошим сыном, чтил своих родителей. Для Ивана было важно заслужить прощение отца — он получил его, когда в блеске ратной славы предстал пред суровым родителем и встал на колени…

Успешное участие в экспедиции военного флота в Восточное Средиземноморье стало для сына «арапа Петра Великого» своего рода трамплином в его дальнейшей карьере. В 1777 году указом императрицы Иван Ганнибал в возрасте 42 лет был введён в состав коллегии Адмиралтейства — высшего органа Военно-морского флота Российской империи, а 25 июля 1778 года её же именным высочайшим указом Ивану было поручено «построение новозаводимого на Днепре при Александровском шанце города с надлежащими укреплениями, и в оном верфи и адмиралтейства». В том же указе персоне Ивана Ганнибала посвящены лестные слова императрицы Екатерины II:

«От известных нам усердия к службе и искусства Ваших ожидаем, что Вы в сём важном и государству полезном деле, на Вас возлагаемом, преуспеете».


Символично, что государственную комиссию по строительству нового города возглавлял граф Алексей Орлов, известный государственный и военный деятель, один из фаворитов императрицы Екатерины II, старый командир Ивана Ганнибала, носивший уже фамилию Орлов-Чесменский за победу в известном сражении.

По предоставленным государственной комиссией расчётам этот город, ныне известный под названием Херсон, и был спланирован Иваном Ганнибалом. Поэтому в историю Российской империи он вошёл прежде всего как создатель города. Благодаря энтузиазму, расчёту и умению планировать, Иван Абрамович возвёл в течение трёх лет новый город с дворцом, адмиралтейством, литейным домом, арсеналом, верфями, казармами и частными домами. Крепость, вокруг которой он возводился, была снабжена гарнизоном и 220 орудиями, на верфи строились различные суда, в гавани находились военные и купеческие корабли, в городе основывались торговые иностранные дома. Для этого Ганнибал не только привёз из русских губерний полтысячи работников, но и пригласил множество проживающих на побережье Чёрного моря греческих и итальянских специалистов.

Город строился непосредственно под руководством Ивана Ганнибала в течение трёх лет, с момента назначения его на должность главного директора строительных работ в Херсоне. 1 января 1779 года он стал генерал-поручиком, с сохранением должности генерал-фельдцейхмейстера. Иван Абрамович Ганнибал по праву может считаться отцом-основателем города Херсон.

Он был смелым и мужественным человеком не только на поле брани. Кроме своего отца, Иван Ганнибал, образно говоря, ни перед кем не вставал на колени. Известно, что, отстаивая своё мнение, он не побоялся ссоры с всесильным фаворитом императрицы Екатерины II Григорием Потёмкиным, что было чревато для него непредсказуемыми последствиями. Но императрица встала на его защиту, и в 1781 году он получил в награду ленту и орден Александра Невского, а в 1783-м — орден Святого Владимира 1-й степени.

Иван Ганнибал пользовался уважением всех знаменитых людей России того времени, в частности, знаменитого русского полководца А. В. Суворова, в судьбе которого столь важную роль сыграл его отец, Абрам Ганнибал. Так, Суворов в присутствии Ивана Абрамовича не позволял себе чудачеств и проказ, хотя известно, что даже коронованные особы, к примеру, император Павел I, их не избежали6РГА ВМФ. Ф. 173. Оп. 1. Д. 79. Л. 87..

В отставку Иван Абрамович вышел в 1784 году из-за болезни и, отчасти, из-за интриг Потёмкина, в том же чине, к слову, что и его отец — генераланшефа. Венцом карьеры человека, овеянного славой Чесменского сражения, основателя города Херсон, могут быть благодарные слова Екатерины Великой:

«Усердие и ревность, с которыми выполняете Вы волю Нашу в столь важном и полезном для Государства деле, обнадёживает Нас всеми теми успехами, коих Мы к славе Отечества от сего ожидаем…»


Умер Иван Абрамович Ганнибал в 1801 году в Санкт-Петербурге холостым, не оставив потомства. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, где на его могиле высечена эпитафия:

«Зной Африки родил, хлад кровь его покоил, России он служил, путь к вечности устроил …»7Модзалевский Б.Л. Родословная Ганнибалов // Летопись Историко-родословного общества в Москве. Вып. 2. Москва, 1907. С. 279..

<...>

Пётр, русский царь. Художник Густав фон Мардефельд. 1707 год

Ганнибалы некоторое время были единственными дворянами России африканского происхождения, но со временем ассимилировались всё больше и больше. Все остальные чернокожие африканцы в России были из простых сословий. Но они не были крепостными: существовал специальный царский указ: любой чернокожий невольник, оказавшись в России, получал свободу. По одной из версий, на окраине Российской империи, в Абхазии, появилась целая деревня чернокожих — невольники бежали туда из Османской империи. Для беглецов же из Северо-Американских Соединённых Штатов царская семья предлагала официальные места в императорском дворце, на должности «арапа Высочайшего двора». Туда, впрочем, принимали и выходцев из южных стран. В любом случае, чернокожие «новые» россияне свободно заводили семьи с местными представителями своего сословия и, в результате, их потомство быстро ассимилировалось.

Текст:Александр Кадырбаев,
доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН

Источник: Вестник «Воронцово поле» №3, за 2022 г.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Прокрутить наверх