Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

ПО СТРАНИЦАМ АРХИВА ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Продолжая описание архивного фонда дореволюционного Русского исторического общества (РГИА. Ф. 746. Оп. 1.), мы хотели бы познакомить читателей с очередными результатами этой работы.

Проведению общих собраний членов Русского исторического общества был посвящён третий раздел его Устава. Такие мероприятия проходили в форме обыкновенных, чрезвычайных и годовых. Обыкновенные собрания должны были проводиться с сентября по май «один раз в два месяца и чаще». Они посвящались «слушанию ежемесячных отчетов о действиях совета, о новых приобретениях общества и о полученных извещениях от членов, вне Петербурга находящихся». Вопросы, касающиеся организационных изменений, решались на чрезвычайных собраниях. Наибольшими полномочиями обладали годовые собрания, традиция проведения которых поддерживается Российским историческим обществом. Согласно Уставу на годовых собраниях заслушивался отчёт о деятельности ИРИО за соответствующий период и предъявлялись кассовые книги. Также предполагались публичные научные чтения и баллотирование новых кандидатур в члены Общества.

Среди архивных материалов сохранились источники, раскрывающие сам механизм голосования. Согласно Уставу каждый желающий вступить в члены Общества должен был заручиться поддержкой как минимум двух действительных членов или одного из членов-основателей организации. Предусматривался и третий путь, сопряжённый с финансовыми затратами. Единовременно внеся 300 рублей в кассу Общества, любой меценат приобретал статус члена-соревнователя и также мог быть выдвинут в действительные члены. Окончательное решение по каждой кандидатуре принималось тайным голосованием. Бюллетень свидетельствует, что избиратели, присутствовавшие на годовом собрании, должны были отметить «против каждого имени отзыв свой, означая избрание плюсом (+), а неизбрание – нулем (0)».

Все годовые собрания РИО проходили в торжественной обстановке. Как правило – в присутствии членов императорской фамилии. По одному из сохранившихся приглашений мы можем мысленно восстановить и внешний вид участников: «военным быть в мундирах без эполет, а статским – во фраках, в черных галстухах и без звезд».

Подробное, пусть и не лишённое субъективности описание годового собрания, состоявшегося 18 февраля 1885 года, содержится в дневнике тогдашнего председателя Общества А.А. Половцова: «…спешу домой, чтобы окончить и мемориальное для государя обычное еженедельное извлечение и окончить приготовления к годичному собранию Исторического общества, потому что мой Штендман хотя преисполнен учености и всяких качеств, но ничуть не распорядителен. В восьмом часу мы отправляемся с ним в Аничков дворец, где уже находим десяток собравшихся к заседанию членов. Всего с императором, цесаревичем и вел. кн. Владимиром Александровичем присутствуют 26 лиц. Государь, выйдя в девятом часу, здоровается со всеми и замечает, что никогда еще не бывало столь многочисленного собрания. Я замечаю, что в наличности находятся москвичи: Бартенев, Бюлер, Карпов, гр. Шереметев. Я представляю цесаревичу всякого, кто попадётся из наличных членов… Государь, посадив возле себя вел. кн. Владимира Александровича, приказывает цесаревичу сесть между мною и Штендманом. Я открываю заседание чтением своего отчета. Потом А.Ф. Бычков читает отрывки из неизданных и отчасти неизвестных писем Петра Великого, причем весьма бестактно охарактеризовывает одно письмо, представляющее весьма верную (т. е. нелестную) оценку характера поляков. Грот читает весьма скучную статью о переговорах во время шведской войны 1788 г. Дубровин прочитывает премилое сообщение об исторических трудах императрицы Екатерины и попытке ее при участии гр. А. Шувалова создать под своим председательством историческое общество. Мартенс душит нас рассказом, достойным сельского школьного учителя, о сношениях России с Пруссиею во время Отечественной войны.

С трудом прерываю этот педантический, бездарный рассказ и перехожу к переизбранию выходящих из Совета по очереди членов. В это время Куломзин вытаскивает из кармана рукопись и хочет приступить к чтению, но я останавливаю его, так как он не заявил мне о том заблаговременно. После каждого чтения государь очень любезно говорит несколько слов читателю, цесаревич восхищается совершенно новым для него препровождением времени и сообщает мне, что уже четыре года ведет дневник, куда внесет и все слушанное сегодня. Заседание оканчивается в одиннадцатом часу. Государь очень милостиво выражает еще каждому из наличных членов свое удовольствие».

Как следует из приведённого отрывка, в 1880-х годах все встречи членов Императорского Русского исторического общества проводились в Аничковом дворце, принадлежавшем Александру III. Там же прошло и первое годичное собрание после его трагической гибели. Приводим далее фрагмент из выступления на этом мероприятии императора Николая II, 6 апреля 1895 года принявшего пост Почётного Председателя ИРИО:

«Вам памятно, господа, с какой любовью и с каким попечением относился Мой незабвенный покойный Родитель к трудам нашего исторического общества. Принимая на Себя звание Председателя оного, Я буду стараться следовать Его высокому примеру и с такою же сердечностью работать над продолжением начатого Им дела. Уверен, господа, что с Вашей стороны Я встречу полную поддержку в новых плодотворных трудах по исследованию и разработке отечественной истории».

Со следующего года собрания начали проводиться в более торжественных помещениях Зимнего дворца. Подробное описание одного из этих мероприятий оставил граф Сергей Дмитриевич Шереметев:

«Вечером заседание Исторического общества в Зимнем дворце – в Малахитовой зале… при полном освещении электричеством, как на бале. Это не то, что скромные заседания, как бывало, в аничковской библиотеке! Приехал с Бартеневым. Начало в 9 часов. Государь взошел из комнат императрицы (мне когда-то столь памятных в детстве), и заседание началось чтением отчета...»

В 1906 году годовое собрание ИРИО было впервые проведено в Царском Селе. Всех приглашённых туда доставил экстренный поезд, отправившийся по Императорской ветке Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Подробные отчёты о проведении годовых собраний Общества публи-ковались в официальных печатных органах, издаваемых при содействии Министерства внутренних дел, – газетах «Северная почта» и «Правительственный вестник». Печатались они и в виде специальных изданий, большинство из них доступно в фондах Российского государственного исторического архива.

Текст: Наталья Солощенко, Владимир Беклямишев

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Архив Русского исторического общества (1866 - 1920 гг.)

«Пётр великий сын Алексеевич, султан двух северов и хакан двух морей»

«В прочность положения большевиков я не очень-то верю»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Прокрутить наверх