Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

«Вся моя любовь с вами…»Летом 1955 года на даче В.Г. Фишера в поселке Челюскинский, Мытищи. Справа-налево: Вильям Фишер с женой, Мартенс с женой и супруга Р. Абеля. За кадром остался сделавший снимок настоящий Рудольф Абель

Рассказ о судьбе уникального человека требует уникального издания. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин обратился к издательству АСТ с предложением о подготовке на основе уникальных архивных материалов книги, посвящённой легендарному советскому разведчику-нелегалу Вильяму Генриховичу Фишеру, больше известному широкой публике как полковник Рудольф Иванович Абель. Как итог серьёзной работы в год столетия Службы внешней разведки России издательство АСТ в серии «Легенды мировых войн», выпустило в свет книгу: Рудольф Абель [В.Г. Фишер]. «Тайный архив советского разведчика-нелегала». Благодарим создателей издания за возможность познакомить наших читателей с некоторыми из писем советского разведчика к своим родным, написанных в сложнейший период его жизни ― во время пребывания в американской тюрьме. Несмотря на сугубо личный характер писем, они позволяют увидеть масштаб этой уникальной личности, разнообразие дарований, силу духа, верность долгу, мужество и достоинство, которые оценил даже противник. Своими воспоминаниями и комментариями в книге делятся ветераны и действующие сотрудники разведки, которые, не называя своих имен, подписались: «соратники В.Г. Фишера».

Блистательный профессионал своего дела (а ещё талантливый художник, инженер, учёный), он в послевоенные годы организовал в США работу нелегальной резидентуры советской разведки для получения военной и военно-технической информации об американском атомном проекте и развитии ВМФ. Успешную работу Вильяма Фишера прервало предательство коллеги. Затем был арест (июнь 1957-го), суд, приговор к 32 годам каторжной тюрьмы и обмен в феврале 1962 года на пилота сбитого самолета-разведчика U-2 Фрэнсиса Пауэрса и обвинённого в шпионаже американского студента Фредерика Пайора.

Много лет минуло с тех пор, как он стал ключевой фигурой в уголовном деле «США против Рудольфа Ивановича Абеля», одном из самых трагических и героических событий в истории отечественной внешней разведки. Руководство Службы внешней разведки приняло решение впервые опубликовать часть эпистолярного наследия легендарного ветерана, а именно все его личные письма, которые он адресовал своим близким, отбывая срок заключения в американской тюрьме. Их всего чуть больше пятидесяти, написанных от руки на безукоризненном английском языке посланий… Они были переданы в своё время в дар СВР России приёмной дочерью В.Г. Фишера Лидией Борисовной Боярской. До последнего времени опубликовано было лишь первое из них, да и то в русском переводе, а ещё раньше – на языке оригинала в книге, которую по следам событий написал адвокат разведчика Джеймс Донован. В ходе работы над данным изданием были предприняты дополнительные усилия по рассекречиванию той их части, которая в виде копий приобщена к совершенно секретному оперативному делу разведчика, и переводу всех без исключения писем на русский язык… Данный труд посвящается его светлой памяти и в его лице памяти всех советских, российских разведчиков, имена которых, в отличие от имени Вильяма Генриховича, в большинстве своем никогда не будут рассекречены и не появятся в открытой печати.


Молодой муж и отец Вильям Фишер с женой Еленой и дочерью Эвелиной

От кого: Рудольф И. Абель
13 июля 1958 года1Первое письмо, которое дошло до родных разведчика
Кому: Елене Абель Через
Посольство СССР в Вашингтоне2Адрес в ГДР еще не использовался

Милая Елена, наконец мне представилась первая возможность за долгое время написать тебе и нашей дочери Лидии3 В.Г. Фишер адресует свои письма жене Елене и дочери Эвелине, которую называет Лидией. Я искренне верю, что ты получишь это письмо и сможешь мне ответить.

Возможно, тот, кто передаст тебе это письмо, расскажет о положении, в котором я нахожусь в настоящее время. Однако будет лучше, если я сделаю это сам в этом письме: я сижу в тюрьме, осужден на 30 лет за шпионаж и в настоящее время нахожусь в федеральной тюрьме в городе Атланта, штат Джорджия.

Я чувствую себя хорошо, занимаюсь математикой и живописью. Музыка здесь исключена, но возможно позже я снова смогу заняться этим.

Пожалуйста, не переживай слишком из-за того, что произошло; ведь что сделано, то сделано. Позаботься лучше о себе и дочери и надейся на скорую встречу.

Важно, чтобы ты думала о своем здоровье. Пожалуйста, напиши мне, как ты чувствуешь себя и как здоровье Лидии? Судя по тому, что я слышал ранее (более трех лет назад?), твое состояние оставляло желать лучшего. Пожалуйста, постарайся сделать все возможное, чтобы поправиться. Я знаю, что это нелегко, но ты должна постараться.

Напиши мне, как живет Лидия со своим мужем. Не стал ли я уже дедом?

Если мои письма покажутся тебе короткими и несодержательными, то это отчасти зависит от моего положения. Но я буду стараться писать как можно больше и надеюсь, что ты, со своей стороны, сможешь отвечать тем же.

Передай от меня привет всем нашим друзьям. Еще раз прошу позаботиться о себе и дочери.

Остаюсь с любовью к Вам,
Ваш муж и отец, Рудольф.



Фишер перед выездом в последнюю командировку в 1948 году и после возвращения из неё в 1962 году

От кого: Р.И. Абель
29 апреля 1959 года
Кому: Е. Абель
Лейпциг, Германия

Мои дорогие, я был очень рад получить ваше письмо от 29 марта. Определенно прошло очень много времени, прежде чем оно дошло сюда. Как вы пишете, мои письма к вам, вероятно, идут также долго.

Положение моего дела несколько изменилось. Так как Верховный Суд постановил провести повторные прения сторон и назначил их на 12 октября, правительство в лице его генерального представителя попросило отложить слушание дела в связи с тем, что в этот день он должен участвовать в Верховном Суде в другом, гражданском, процессе. Господин Донован (Джеймс Донован, адвокат В.Г.Фишера – ред.) в своем письме в суд по этому вопросу написал, что дело, которое он представляет, связано с пребыванием лица в заключении, а то, другое дело, не касается кого-либо лично. В результате Верховный Суд отложил повторные прения по делу на 9 ноября. В связи с этим г-н Донован обратился к Главному Судье с просьбой принять его.

К слову говоря, г-н Донован прислал мне копию своего письма к вам и вашего письма к нему.

Между тем, у меня здесь все более или менее нормально. Должен признаться, что при отсутствии от вас вестей более месяца мое настроение было не очень хорошим. Надеюсь, что мне не придется снова ждать от вас писем так долго.

Мои занятия изобразительным искусством несколько замедлились. У меня есть новая задумка (поздравительные открытки, о которых я писал раньше), а также некоторые мысли, касающиеся создания картин или возможности печати с помощью шелкового полотна. Поскольку последние предназначены для вещей, которые являются более сложными и большими по размеру, чем те, которые я до сих пор делал, мне не очень хочется приступать к ним. Я сделал несколько пробных работ, но не приступил еще к большому формату.

Теперь вы уже получили мое письмо, в котором я просил сообщить о Младивилли4Агент «Млад». По другой версии – друг семьи и коллега разведчика Вилли Мартенс. и его семье. Поскольку вы не могли мне ответить, я перечислю несколько старых друзей, о которых вы можете мне сообщить. Надеюсь, что Волонтиев5Под этой фамилией разведчик зашифровал Морриса Коэна из пары агентов-нелегалов «Волонтеры». и его жена Лез6Жена М. Коэна – разведчица-нелегал «Лесли» (Леонтина Коэн). пребывают в добром здравии, как они были, когда я получил известия о них? Их друг Зеленцов7Агент «Грин» чувствовал себя неважно, когда они в последний раз писали мне о нем. Слышно ли что-нибудь о нем? Как поживает тот другой грузин, Старишвилли8Агент «Стар». ? Как поживает его семья? Я помню его друга Каролуна9Неустановленное лицо (к слову говоря, он земляк Ивонны10Хорошая знакомая семьи Фишеров в СССР, уроженка г. Вена (Австрия) – как она поживает?) Как поживают ее дети? В последний раз, когда я слышал о них, дела у них шли неважно. Также и у нее было не все в порядке! Я надеюсь, что у Нины11Арфистка, ученица жены В.Г. Фишера, проживала в СССР. дела идут хорошо. Она должно быть уже окончила учебу и работает в каком-либо оркестре. Вышла ли она замуж? Я помню, как легко она влюблялась и легко могла разлюбить. Это только небольшой перечень тех людей, о которых я хотел бы услышать.

Пожалуйста, пишите и в то же время не беспокойтесь слишком много и берегите свое здоровье.

Со всей моей любовью к вам,
Рудольф Абель.



В.Г. Фишер. Автопортрет на фоне внутренних помещений тюрьмы в Атланте

От кого: Р.И. Абель
8 ноября 1960 года
Кому: Е. Абель
Лейпциг, Германия

Мои дорогие, когда я получил ваше письмо от 27 октября, то почувствовал большое облегчение, так как ничего не получал от вас с конца сентября. Надеюсь, что Лидия вполне здорова, хотя и не написала об этом. Возможно, она слишком занята и не располагает свободным временем, так как должна ездить на работу из деревни12С дачи в поселке Челюскинский, он же Старый Большевик, он же Сосновый Бор, он же Челюха.. Хотя мы должны быть ей благодарны за ее бескорыстность, я все же думаю, что она должна выйти замуж и иметь собственную семью. В конце концов, она ведь не молодеет! Так ведь, Лидия?

Возраст такая штука, с которой мы ничего не можем поделать. Мы не можем повернуть его вспять. Мы должны стараться смягчить его влияние, но это, кажется, предел наших возможностей. Возможно, вам надо попытаться посидеть на какой-то диете, чтобы не прибавлять в весе. Это, вероятно, облегчит также неполадки с сердцем. Я все такой же худой, каким вы меня помните. Некоторое время тому назад, когда этой весной я был в Нью-Йорке, доктор измерил мне кровяное давление, и, хотя я не помню точных цифр (что-то около 135 на 85), знаю, что он посчитал его хорошим для моего возраста. Мне нетрудно держать свой вес на должном уровне. Сейчас он около 154 фунтов1369,85 кг. Сомневаюсь, чтобы он когда-либо превышал 165 фунтов1474,84 кг. . Довольно уже о проблемах со здоровьем.

По случайному совпадению ваше письмо было мной получено в 43-ю годовщину Октябрьской Революции.

Между прочим, я получил письмо от г-на Донована, в котором он сообщил, что получил 2000 долларов, посланные вами. Это письмо поступило на один день раньше вашего, поэтому я знал, что скоро должно прийти известие от вас. В нынешней ситуации не думаю, что нужно посылать еще, по крайней мере, не сразу. Мои личные расходы не так велики, а в настоящее время не предвижу каких-либо действий по юридической части (а они стоят дорого!).

Пока я пишу, приходят результаты президентских выборов (8 ноября 1960 года президентом США был избран Джон Кеннеди – ред.). Может быть, их новый президент будет проводить политику, которая уменьшит международную напряженность. Я так надеюсь на это!

Пожалуйста, как следует заботьтесь о себе. Поблагодарите всех наших друзей за их добрые мысли и хорошие пожелания.

Вся моя любовь с вами обеими,
Рудольф Абель



В.Г. Фишер с женой на даче. Ок. 1970 года




Памятная медаль, посвященная разведчику. Россия. 1971 год

Источник: Вестник «Воронцово поле» N 4 за 2020 год.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

3D-тур по выставке «Я уверен, что рано или поздно мы будем вместе...»

ГЦМСИР провёл онлайн-экскурсию по выставке «Внешняя разведка. Из прошлого в будущее»

Выставка «Разведчицы на службе Отечеству» открылась в Доме РИО

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Прокрутить наверх