Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

С. Нарышкин: русофобская политика Пилсудского не принесла его стране дивидендов

Выступление Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина на круглом столе «Польско-советская война 1919–1921 гг.: итоги и уроки. К 100-летию Рижского мирного договора».

г. Москва, Российский государственный архив древних актов,
16 марта 2021 г.

Дорогие друзья!

Только что мы осмотрели замечательную архивную выставку, посвящённую польско-советской войне 1919–1921 годов. На протяжении многих лет память о ней оставалась в тени трагедии Гражданской войны, на периферии общественного внимания. Однако без осмысления этой важной страницы прошлого невозможно дать объективную оценку всей польской политике межвоенного времени – периода между Первой и Второй мировых войн. В том числе объяснить сближение Польши с нацистской Германией или самоубийственную игру Варшавы в преддверии войны.

Распад Российской империи ознаменовал собой возникновение целого ряда новых национальных государств, в том числе и Польши, вновь получившей свою независимость.

При этом Версальский мир установил лишь западную границу этой страны, тогда как в отношении восточных границ Варшава руководствовалась собственной концепцией «Междуморья». Польские националисты рассчитывали последовательно осуществить «полонизацию» Украины, Белоруссии и Литвы, часть территорий которых несколько веков назад входила в состав Речи Посполитой. Очевидно, что в такой конструкции интересам Советской России, как и русскоязычному населению, проживавшему в соседних с Польшей странах, попросту не находилось места.

Стараясь избежать прямого столкновения, советская сторона неоднократно выражала готовность урегулировать территориальные споры мирным путем. Однако Варшава не проявила склонности к компромиссам.

Дождавшись исхода противостояния Красной армии с Деникиным, польские войска, имея четырёхкратное превосходство в численности, начали наступление на Советскую Украину и 7 мая 1920 года пал Киев. Одновременно были захвачены обширные территории Западной Белоруссии. Вскоре в оккупированных районах начались еврейские погромы, жертвами которых стали десятки тысяч человек.

Однако в Варшаве недооценили возможности Советской России – переброшенная на Украину 1-я Конная армия Буденного прорвала польский фронт и, выйдя оккупантам в тыл, обратила их в бегство.

Стремясь закрепить успех и руководствуясь доктриной мировой революции, Красная армия развернула наступление на Варшаву и Львов. Эйфория, охватившая часть советского руководства, не позволила объективно оценить низкий уровень революционных настроений среди поляков.

Поражение Красной армии под Варшавой, ставшее следствием тактических военно-политических просчётов и чрезвычайного истощения сил, преподносится современной польской историографией как «чудо на Висле». При этом последовавшие за ним события редко когда становятся предметом широкого обсуждения. 18 августа 1920 года Юзеф Пилсудский обратился к польскому народу с призывом не дать уйти с польской земли ни одному оставшемуся в окружении красноармейцу. В результате более 20 тысяч советских солдат и офицеров погибли от нечеловеческих условий содержания в концлагерях или были убиты целенаправленно.

Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. Земли Западной Украины и Западной Белоруссии, населённые преимущественно русскоязычными жителями, по его условиям отходили Варшаве. Репрессии и принудительное «ополячивание» украинцев и белорусов длились там вплоть до возвращения этих территорий в состав Советского Союза в сентябре 1939 года. Не удивительно, что тогда, в сентябре 1939 года, местное население встречало красноармейцев как освободителей.

Завершая своё выступление, хотел бы отметить, что русофобская политика Пилсудского, восхваляемая сегодня многочисленными польскими пропагандистами, в конечном счёте не принесла его стране никаких значимых дивидендов. Упустив шанс на восстановление отношений с Советской Россией, Польша за двадцать лет оказалась по сути в полной политической изоляции, а затем и вовсе лишилась с трудом достигнутого суверенитета.

Полагаю, что этнический национализм, реваншизм и склонность к внешней агрессии, проявленные польским руководством в период с 1919 по 1921 год, могут рассматриваться как предвестники страшной болезни, поразившей целый ряд стран Европы и, в конечном итоге, воплотившейся в идеологии нацизма.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Прокрутить наверх